Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

Сегодня 24 февраля 2017 года, 2 неделя
Вернуться к стандартной версии

Будем работать эффективно

В сентябре в ЛЭТИ стартует завершающий этап внедрения новой формы производственных отношений – на «эффективные контракты» перейдут профессора и преподаватели университета.

Она уже реализуется – проректоры, деканы, заведующие кафедрами, начальники управлений и другие категории руководителей вуза уже работают по-новому с осени прошлого года. И вот теперь наступает очередь самой многочисленной категории работников университета.

О сути нововведения уже не раз говорилось с различных трибун, полтора года назад подробное разъяснение публиковал «Электрик», тем не менее, любое нововведение, особенно, касающееся оплаты труда, вполне естественно, всегда волнует людей. Тем более в это непростое время, которое переживает страна. Именно поэтому, я считаю необходимым ещё раз рассказать о том, зачем нужен новый тип трудовых отношений, чем новый контракт будет отличаться от старого, как можно измерить эффективность работы сотрудников, как такая система отразится на материальном положении работающих в университете.

Начну с ответа на вопрос, который по вполне понятным причинам более всего беспокоит каждого – не приведет ли нововведение к снижению зарплат? Об этом не стоит волноваться – заработок каждого из нас не только не уменьшится, но и может возрасти. Причём, существенно. Более того, внедрение новой системы как раз и нацелено на повышение заработков тех сотрудников, которые будут трудиться более эффективно. Дать стимул повышению этой эффективности.

Резон в этом есть для всех, иначе в условиях резко обострившейся конкуренции среди вузов, университет может утратить свои конкурентные преимущества. Чтобы привлечь самых подготовленных абитуриентов мы обязаны предлагать самые современные и востребованные образовательные программы, располагать высокопрофессиональными преподавателями и сотрудниками, иметь современную материально-техническую базу, обеспечивающую образовательный процесс и позволяющую вести научные исследования на высоком уровне. Все это находит свое отражение в месте, которое занимает вуз в различных рейтингах.

И здесь приоритетными являются показатели, характеризующие качество образовательного процесса и научную деятельность в вузе. То есть нам следует создать условия, при которых университет в целом, его факультеты и кафедры, все сотрудники были заинтересованы в повышении научного и образовательного потенциала ЛЭТИ. Поэтому суть эффективного контракта, его отличие от существующего трудового договора, в наличии конкретных показателей эффективной деятельности (КПЭД), достижение которых обеспечит нашему университету развитие, а работнику – получение дополнительного вознаграждения. Эта – стимулирующая часть, связанная с показателями эффективности, может доходить до 15-20% от существующего уровня оплаты его труда. И формируется она за счёт специально для этого выделенного фонда в бюджете нашего вуза.

Говоря проще, за выполнение своих основных обязанностей, указанных в должностной инструкции, работник по-прежнему будет получать гарантированную часть зарплаты. К примеру, преподаватель должен отработать за год определенное число часов, которые условно разделяются на учебную нагрузку и учебно-методическую, научную, воспитательную и другие виды деятельности. Преподаватель, который не просто отрабатывает установленные часы, и сверх этого, например, публикует научные статьи и готовит учебные пособия, получает патенты на изобретения, выступает с докладами на конференциях и т.д., работает эффективно. Значит, и зарабатывать он должен больше за счет стимулирующей части оплаты труда, увязанной с конкретными показателями и имеющими понятный алгоритм подсчета. Все это должно содержаться в эффективном контракте, который является дополнением к трудовому договору. При этом система учёта эффективности труда сотрудников будет базироваться на показателях по пяти основным группам: учебная работа, учебно-методическая работа, научная работа, повышение квалификации, организационная и прочая работа

К примеру, учебная работа будет характеризоваться пятью, а научная – десятью КПЭД. Всего же их 35, причём, каждый из них с 1 января 2017 года будет иметь свой «вес» в баллах. Четыре из этих показателей будут являться для преподавателя обязательными – их назначит заведующим кафедрой с учётом потенциала, опыта работы и квалификация каждого конкретного преподавателя. Остальные, не обязательно четыре показателя, работник выбирает сам. Важно, что все они не взяты «с потолка», а появились в результате обсуждения на рабочих группах, с привлечением широкого круга заведующих кафедрами, руководителей структурных подразделений, преподавателей и сотрудников, одобрены учёным советом ЛЭТИ.

Понятно, что те показатели, которые имеют для вуза приоритетное направление, имеют больший «вес», как в баллах, так и финансовом обеспечении. К примеру, за публикацию в изданиях, учитываемых в Web of Science, преподавателю будет начислено больше баллов, чем за участие в работе круглого стола межвузовской научно-методической конференции. При этом конкретное число баллов, которым характеризуется тот или и ной показатель, раз в год будет определяться экспертной группой ЛЭТИ. После того, как все возможные спорные вопросы будут решены, преподаватель подписывает «Приложение к трудовому договору/дополнительному соглашению (список показателей)», что означает его согласие с плановым заданием и числовыми значениями показателей.

С тем, чтобы переход на работу по эффективным контрактам не был резким, первые четыре месяца оценка его реализации будет производиться по системе «выполнено/не выполнено». Систему же применения балльных показателей планируется ввести только с 1 января 2017 года. Результаты деятельности преподавателя за отчетный период будут рассматриваться заведующим кафедрой совместно с преподавателем, и фиксироваться в его персональном отчёте. А стимулирующие выплаты будут производиться в конце каждого календарного года.

Думаю, всем понятно, что максимальное вознаграждение по «эффективным контрактам» получат те преподаватели, которые полностью выполнили все запланированные показатели. Поскольку выполнение обязательных показателей носит приоритетный характер, при их стопроцентном выполнении, в случае частичного или даже полного невыполнения обязательств по выбору, преподаватели получат вознаграждение. Его величина будет пропорциональна проценту выполнения всех показателей. Невыполнение хотя бы одного из четырёх обязательных пунктов делает невозможным начисление преподавателю стимулирующих выплат по «эффективному контракту», даже при условии реализации всех обязательств по выбору. Но это не исключает материальное поощрение преподавателя за иные достижения.

Каждый преподаватель, у которого остались вопросы, связанные с внедрением новой формы трудовых отношений, может получить на них ответы у себя на кафедре. Либо подойти в управление по работе с персоналом (к.3303), где я и мои коллеги готовы ответить на любые интересующие вас вопросы.

Начальник управления по работе с персоналом СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Д.П. ШУРГАЕВ.


© 1995 - 2017 г. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

Государственная лицензия на образовательную деятельность № 1103 и аккредитация

Информация, размещенная на сайте, соответствует требованиям, указанным в пункте 3.2 статьи 32
Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
и Федерального закона от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ

Министерство образования и науки РФ | Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Свидетельство о регистрации СМИ 6+

Все права защищены законом Российской Федерации.