Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

Сегодня 24 апреля 2017 года, 1 неделя
Вернуться к стандартной версии

История СПбГЭТУ

Современное состояние ЛЭТИ как одного из ведущих вузов России обусловлено не только прозорливостью его основателей, сумевших ответить на вызов времени подготовкой квалифицированных специалистов в области телеграфии, но и последующим развитием вуза как научно-образовательного центра, работающего в самых современных направлениях науки и техники.

В создании нашего вуза и на всех его исторических этапах решающую роль играла государственная власть страны.

В Государственный Совет была представлена справка о потребности Главного управления почт и телеграфов в специалистах, которым было необходимо иметь высшее образование. Таких оказалось 672.

И в 1883 году Министром внутренних дел графом Д.А. Толстым в Государственный Совет был представлен проект Положения и Штата высшего учебного заведения под названием «Телеграфный Институт».

Министерство внутренних дел, после всестороннего обсуждения данного вопроса, пришло к следующему выводу:

«прежде всего необходимо принять во внимание, что телеграфное дело представляет особую специальность, изучение которой требует серьезной научной подготовки». 

МВД остановилось на предложении об учреждении временно, на 5 ле т, особого специального учебного заведения с включением в курс только самых необходимых частей общих наук.  Постоянное Положение о специальном учебном заведении предполагалось “представить через 5 лет, в течение которых будет ясна необходимость изменения в перечне и программах читаемых курсов”. Проект временного положения и штата Технического училища был представлен министром внутренних дел графом Д.А. Толстым в Государственный Совет, а 3 июня 1886 года удостоился Высочайшего утверждения. Директором Училища был назначен Н.Г. Писаревский (1821–1895), видный общественный деятель России, бывший в 1868–1885 годах инспектором Телеграфного ведомства и много потрудившийся над разработкой самого проекта и выработкой программ преподавания. Инспектором Училища был назначен чиновник особых поручений при начальнике Главного управления почт и телеграфов (ГУПиТ) Н.Н. Качалов. Для помещения Училища была приспособлена часть здания бывшего Телеграфного Департамента (Ново-Исаакиевская д.18), и 4 сентября 1886 года состоялось открытие Училища.

В сентябрьском номере за 1886 год журнал «Электричество» сообщал: «...Наконец, в  четверг 4 сентября в 1 час дня это бесспорно полезное, ставящее нас в полную независимость от заграницы, училище телеграфных инженеров открыто... Несмотря на желание придать торжеству освящения и открытия скромный, чисто семейный характер, оно вышло торжественным, насколько требовал случай открытия первого в России Высшего технического училища почтово-телеграфного ведомства». Бесспорно, заслуга открытия этого, с самого начала рассматривавшегося как высшее, учебного заведения принадлежит его основателю и первому директору Николаю Григорьевичу Писаревскому.

Преподавательский состав Училища формировался в основном выпускниками Петербургского университета. Первыми из них стали профессор университета О.Д. Хвольсон, автор классического курса физики, изданного в России, Франции и Германии, и преподаватель химии, будущий профессор ЭТИ А.А. Кракау.

Результаты первых 5 лет работы Технического училища показали необходимость увеличения сроков обучения и расширения учебных программ, и 11 (23) июня 1891 г. императором Александром III был подписан указ о преобразовании Технического училища в Электротехнический институт с правом защиты дипломной работы после первого года практической работы.

В 1889 г. из числа первых выпускников были оставлены для преподавательской деятельности будущие профессора П.С. Осадчий и П.Д. Войнаровский.

В 1893 г. в институт для чтения курса электротехники был приглашен выпускник Университета М.А. Шателен, первым в России получившим звание профессора электротехники, будущий академик. С 1894 г. курс теоретической электротехники читал профессор Университета И.И. Боргман, явившись практически основателем отечественной школы теоретических основ электротехники.

После кончины Н.Г. Писаревского в 1895 г. институт возглавил Н.Н. Качалов. Под его руководством был разработан новый проект преобразования института, в котором деятельное участие приняли многие крупные ученые, профессора Университета, в том числе Управляющий Главной палаты мер и весов Д.И. Менделеев. В новом положении задачей Института определялась подготовка специалистов по всем направлениям электротехники.

4 (16) июня 1899 г. ЭТИ получил статус высшего учебного заведения с введением пятикурсного обучения, а с 12 (24) августа 1899 г. получил наименование «Электротехнический Институт Императора Александра III» . С 1900 г. выпускникам присваивалось звание инженеров-электриков.

И в начале XX века три основных направления применения электричества – электросвязь, промышленная электротехника и электрохимия - были представлены в ЭТИ. 

Политику России в области развития электрической связи и использования телеграфных сетей разрабатывало Главное управление почт и телеграфов. Другого государственного учреждения, занимавшегося вопросами электротехники, у правительства России не было. После 1900 года руководителями и членами Электротехнического комитета при ГУПиТ были, в основном, выпускники и преподаватели ЭТИ. С 1906 г. председателем Электротехнического комитета ГУПиТ стал проф. Петр Семенович Осадчий. В состав Электротехнического комитета в 1912 г. в качестве постоянных членов входили выпускники ЭТИ профессора П.Д. Войнаровский, Б.Г. Евангулов, В.А. Триумфов, В.М. Нагорский и секретарь Н.А. Яблоновский.

Начало XX века ознаменовалось началом строительства комплекса зданий для Электротехнического института. В 1903 г. строительные работы были в основном завершены и состоялся перевод Института в новое здание на Аптекарском острове. Помимо аудиторных помещений Институт получил лаборатории, библиотеку и актовый зал.

В это же время, в начале 1901 учебного года, профессором кафедры физики был назначен А.С. Попов, деловые связи которого с Электротехническим институтом начались еще в 1897 г. С введением выборности на должность директора А.С. Попов в 1905 г. был избран директором ЭТИ.

За период 1901-1908 гг. в ЭТИ сложилась система образования «в области радио». Очевидно, что это были первые в России элементы системы радиотехнического образования.

Внезапная смерть А.С. Попова в январе 1906 г. не прервала сложившуюся структуру радиотехнической подготовки. Последователи А.С. Попова проф. А.А. Петровский, Н.А. Скрицкий совершенствуют структуру радиотехнического образования – в учебных планах тех лет появляются дисциплины «беспроволочный телеграф», «электрические колебания и волны», издаются учебные пособия, и в 1916 году в ЭТИ начинается  подготовка студентов по специальности «радиотелеграфные станции».

В 1915 году в ЭТИ начал работу выпускник института И.Г. Фрейман, который с 1917 года до своей смерти в 1929 году становится руководителем радиотехнической специальности. Проф. И.Г. Фрейман стал одним из основателей отечественной радиотехники как инженерной науки. Среди его учеников выпускник Военно-морской академии  академик АН СССР А.И. Берг, выпускники института академики АН СССР А.А. Харкевич, А.Н. Щукин, чл.-корр. АН СССР В.И. Сифоров, С.Я. Соколов и впоследствии известные ученые профессора Б.П. Асеев, М.П. Долуханов, М.И. Конторович, А.Ф. Шорин, Е.Я. Щеголев, С.И. Панфилов, В.Н. Лепешинская и многие другие. Их работы во многом определили развитие радиотехники в нашей стране.

Развитие энергетического направления в ЭТИ связано с именами профессоров П.Д. Войнаровского, В.В. Дмитриева, Г.О. Графтио, Я.М. Гаккеля и др. В 1904 г. в новом здании ЭТИ проф. П.Д. Войнаровским была оборудована первая в России высоковольтная лаборатория (200 кВ).

В 1907 г. преподавателем института стал Г.О. Графтио. С этого времени наиболее интенсивно стало развиваться энергетическое направление работ ЭТИ. Особенно ярко это проявилось в годы строительства первых тепло- и гидроэлектростанций. Уже в 1910 г. разработан проект Волховской ГЭС (разработчик и руководитель работ Генрих Осипович Графтио). В разработке плана электрификации России (ГОЭЛРО) принимали участие многие профессора и преподаватели ЭТИ. Учеными и выпускниками ЭТИ в начале XX века был выполнен ряд пионерских работ, заложивших основы проектирования гидроэлектростанций, обеспечивших возможность выполнения задач плана ГОЭЛРО.

Под руководством проф. И.В. Егиазарова (Академик Армянской АН ССР) ЭТИ явился пионером и в области электрохимии. Первым преподавателем химии в Техническом училище был ученик А.М. Бутлерова и Н.Н. Бекетова А.А. Кракау. Он первым ввел в практику обучения лабораторные занятия по химии. «Эксперимент Кракау» (как их тогда называли) перенял Технологический институт, и вскоре эта система утвердилась в высшей школе.

Электрохимия стала обязательной в подготовке инженеров-электриков, а ЭТИ дал начало русской школе электрохимии. Профессора ЭТИ, будущие академики  Н.С. Курнаков, И.В. Гребенщиков, чл.- корр. АН П.Ф. Антипин, профессора А.А. Кракау, Н.А. Пушин, М.С. Максименко и ряд других добились выдающихся результатов. Достаточно сказать, что А.С. Пушин совместно с Э.Э. Дишлером и М.С. Максименко получили первый “русский алюминий” в стенах ЭТИ и разработали первый промышленный метод его получения на базе отечественных месторождений. Создание основ отечественной электрометаллургии было заложено трудами ученых ЭТИ – ЛЭТИ.

Выпускником ЭТИ проф. А.А. Смуровым была создана научная школа в области техники высоких напряжений и передачи электрической энергии. Лаборатория техники высоких напряжений, созданная А.А. Смуровым в 1920 году в ЛЭТИ, была крупнейшей в Европе. Начиная с 1932 г., лаборатория взяла на себя инициативу по разработке проектов защиты от перенапряжения электрических сетей Донэнерго, Центрэнерго, Уралэнерго.

Научные труды и практические разработки учеников А.А. Смурова, профессоров Г.Т. Третьяка, Л.Е. Машкилейсона, К.С. Архангельского, В.И. Иванова и их коллег и учеников обеспечили создание крупных энергосистем с быстродействующей защитой генераторов, трансформаторов и линий электропередач. В стенах лаборатории А.А. Смурова зародилась и отечественная школа диэлектриков и полупроводников, основателем которой стал Н.П. Богородицкий.

Организация первой в мире кафедры электропривода (1922 г.), основание отечественной школы электропривода как нового научного направления в электротехнике связаны с именем ученика проф. В.В. Дмитриева проф. С.А. Ринкевича. На базе этой кафедры в последующие годы были созданы кафедры с учетом решения задач электрификации в различных отраслях промышленности. В 1927-1929 гг. в ЛЭТИ была создана первая в стране научно-исследовательская лаборатория электропривода. Ученики профессора С.А. Ринкевича профессора А.В. Фатеев, Г.В. Одинцов, А.В. Берендеев, Б.И. Норневский, А.В. Башарин создали свои научные школы.

В 1930 году в ЛЭТИ по инициативе чл.-корр. АН  СССР профессоров В.И. Коваленкова и профессора Н.А. Скрицкого создается специальность «телемеханика» и несколько позже кафедра «автоматики и телемеханики». (Зав. кафедрой профессор В.А. Тимофеев). Развитие систем управления привело к созданию первой в стране кафедры «синхронно-следящих систем» под руководством профессора Д.В. Васильева. Появившиеся несколько позже кафедры «корабельных систем управления», «электрификации и автоматизации промышленности», «автоматики и процессов управления» создали своей совокупностью мощный научно-образовательный комплекс подготовки специалистов по широкому спектру специальностей. Безусловным руководителем этого направления в течение многих лет был чел.-корр. АН СССР А.А. Вавилов.

С начала 30 годов в ЛЭТИ началась подготовка, говоря современным языком, по вычислительной технике. Первоначально специалисты обучались счетно-решающей технике, основанной на электромеханических принципах. Пройдя свой путь развития через аналоговые, цифроаналоговые вычислительные машины, кафедра «вычислительной техники» ЛЭТИ стала одной из ведущих в этой области.

Впервые в стране исследования в области электроизоляционных материалах начались в ЛЭТИ под руководством А.А. Смурова в высоковольтной лаборатории. С 30-х годов в ЛЭТИ работы были продолжены Н.П. Богородицким в направлении разработки керамических материалов для радиотехнической аппаратуры. Создание кафедры «диэлектриков и полупроводников» в 1946 году под руководством Н.П. Богородицкого послужило мощным стимулом к развитию научных работ и постановке  учебного процесса в  области радиоматериаловедения, а затем и микроэлектроники. Сейчас по инициативе вуза организовано направление подготовки специалистов в области наноэлектроники и нанотехнологии.

Первая  электровакуумная лаборатория была создана в 1921 г. по инициативе проф. М.М. Глаголева. В 1930 году по инициативе профессоров М.М. Глаголева и А.А. Шапошникова была организована специальность «электровакуумная техника». На этом направлении появились новые кафедры, осуществлявшие подготовку по широкому кругу специальностей электронного приборостроения. Без преувеличения можно сказать, что ЛЭТИ обеспечил потребность в высококвалифицированных специалистах все ведущие предприятия нашего города.

Еще одним примером появления в ЛЭТИ первых в стране специальностей стали «ультразвуковая техника» и «высокочастотная электротермия».

Развитие электротермии в ЛЭТИ связано с деятельностью чл-корр. АН СССР В.П. Вологдина, работавшего в институте с 1924 года. В 1935 году В.П. Вологдин создал при ЛЭТИ лабораторию электротехники высоких частот, которая в 1947 году была преобразована в научно-исследовательский институт токов высокой частоты. Тогда же была учреждена новая специальность и новая кафедра “Высокочастотной техники” под руководством В.П. Вологдина. За прошедшие годы профиль подготавливаемых специалистов по кафедре изменялся с развитием техники, но и сейчас кафедра “Электротехнологической и преобразовательной техники”, преемница кафедры В.П. Вологдина, является ведущей по этим специальностям.

Одним из старейших направлений в области электромашиностроения в электротехническом институте была подготовка специалистов по электрическим машинам и аппаратам. Кафедра “Электрических машин” была организована в 1899 году. Первым ее руководителем был профессор А.А. Воронов, его сменил в 1913 году профессор Ф.И. Холуянов. Кафедра дала стране многих ведущих ученых и специалистов в области электромашиностроения.

Автором первых отечественных учебников по электрическим машинам стал проф. Ф.И. Холуянов, заведовавший кафедрой с 1913 по 1936 гг. Только краткий перечень имен выпускников и преподавателей кафедры дает представление о ее значении для отечественной промышленности и науки. Это академик А.П. Костенко, чл.- корр. АН СССР А.Е. Алексеев, профессора В.Т. Касьянов, Р.А. Лютер, В.К. Горейличенко и ряд других.

В институте в разные годы работали выдающиеся математики России профессор К.А. Поссе, академик В.И. Смирнов, чл-корр. АН СССР А.Н. Кошляков, член-корр. АН СССР Г.В. Колосов, профессор Г.М. Фихтенгольц.

К середине 30-х годов в ЛЭТИ уже полностью сформировалось радиотехническое направление, за которым стояли выдающиеся организаторы науки, промышленности и высшего образования, началась подготовка в области автоматики, вычислительной техники и электроники.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие преподаватели, сотрудники и студенты института ушли на фронт. Многие сложили свои головы в боях за Отечество. Подразделения ЛЭТИ оказались раздробленными: основной коллектив после тяжелых испытаний оказался в Ташкенте, лаборатория высокочастотной электротермии профессора В.П. Вологдина – в Челябинске, лаборатория электроакустики и звуковой техники профессора С.Я. Соколова – в Горьком (Нижний Новгород). В осажденном Ленинграде оставалась группа ученых под руководством профессора С.А. Ринкевича. В апреле 1942 г. усилиями профессора С.А. Ринкевича в осажденном Ленинграде при ЛЭТИ было создано Бюро научно-исследовательских работ Наркомата судостроительной промышленности, выполнявшее работы по переоборудованию и ремонту электрических устройств судового оборудования. Профессор А.А. Алексеев на Ладоге организовал работы по сварке металлических конструкций причалов и судов, работавших на Дороге жизни.

В октябре 1943 г. в условиях блокады в ЛЭТИ начались занятия без отрыва от производства.

В 1956 г. кафедра приборов управления стрельбой (ПУС) была преобразована в кафедру счетно-решающей техники, а в 1960 г. получила название кафедры вычислительной техники. В развитие кафедры большой вклад внесли ее заведующие: профессора Я.В. Новосельцев и В.Б. Смолов. Благодаря усилиям профессоров А.Н. Лебедева, В.Б. Смолова, Е.П. Балашова, Е.П. Угрюмова и Д.В. Пузанкова, создавших известные научные школы, кафедра стала самой крупной, одной из ведущих в стране, длительное время осуществляющей подготовку инженеров-системотехников по разработке ЭВМ и инженеров-математиков по их применению и математическому обеспечению.

По инициативе академика А.И. Берга в ЛЭТИ в 1962 г. была создана первая в СССР кафедра электронно-медицинской аппаратуры, положившая начало биотехническому образованию в стране. Развитие кафедры связано с именем лауреата Ленинской и Государственной премий профессора В. М. Ахутина.

Во второй половине 70-х гг. в институте создаются базовые кафедры при ведущих научных и производст­венных предприятиях, в том числе и при Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе. Базовые кафедры позволяли улучшить конструкторско-технологическую подготовку студентов, лучше знакомить их с производством.

Исследования широкого плана дали развитие ряду новых направлений, в том числе загоризонтной радиолокации (профессор В.М. Кутузов), электромагнитной совместимости (ЭМС) (профессор И.П. Харченко), рассеянию электромагнитных волн сложными целями (профессор В.В. Леонтьев). Начались исследования по обнаружению с помощью сейсмических волн (профессор А.Д. Викторов). Достижения в области научных исследований позволяли формировать новые направления и новые дисциплины в обучении.

В 50-60-е гг. в США и Западной Европе вновь усиливается интерес к проблеме электромагнитной совместимости (ЭМС). СССР отставал в работах по этой проблеме, что было связано с необходимостью восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Была еще одна причина: в учебных планах подготовки инженеров в вузах проблема ЭМС не отражалась. Исключением являлся корабельный факультет ЛЭТИ. В 1986 г. Минвуз СССР определил ЛЭТИ головной организацией по проблеме ЭМС. Была создана научно-методическая комиссия по пробле­ме ЭМС (председатель профессор В.И. Винокуров). И с 1993 г. (раз в два года) на базе вуза проводятся международные симпозиумы по ЭМС, которые привлекают внимание специалистов из разных стран мира. В 1992 году институт получил статус технического университета. Развитие университета всегда связано с появлением научно-образовательных направлений, отвечающих требованиям общественного развития. 90-ые годы прошлого века ознаменовались новыми тенденциями высшего образования. Одной из них стал поворот в усилении гуманитарного образования. Первый гуманитарный факультет среди технических вузов страны возник в “Техническом университете “ЛЭТИ””. Сейчас это один из крупнейших гуманитарных факультетов в негуманитарных вузах города.

В 1995 г. Ученый совет ЭТУ утвердил "Положение о присуждении звания "Почетный доктор СПбГЭТУ"".  Выдающийся ученый, лауреат Золотой медали им. А.С. Попова академик РАН В.А. Котельников стал первым Почетным доктором университета.

С 1999 года начал свое успешное развитие факультет экономики и менеджмента.

Введена новая структура многоуровневой подготовки специалистов: инженеров, бакалавров и магистров.

Выпускники ЛЭТИ являются специалистами с высокой инженерной и физико-математической культурой. Подтверждением этому является присуждение в 2000 г. Нобелевской премии по физике выпускнику ЛЭТИ, академику Ж.И. Алферову за работы, в рамках которых была решена проблема создания гетеролазерных структур.

В 2006 г. Ученый совет ЭТУ утвердил "Положение о присуждении звания «Почетный инженер-электрик СПбГЭТУ»".

История – это люди, и бесспорные достижения нашего университета - это результат деятельности многих его выпускников, профессоров и сотрудников.

Библиография


© 1995 - 2017 г. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

Государственная лицензия на образовательную деятельность № 1103 и аккредитация

Информация, размещенная на сайте, соответствует требованиям, указанным в пункте 3.2 статьи 32
Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
и Федерального закона от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ

Министерство образования и науки РФ | Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Свидетельство о регистрации СМИ 6+

Все права защищены законом Российской Федерации.